"Пренебречь, вальсируем..."
Совет Лешки: разбивать упражнения для Риты на еще более мелкие части и шлифовать каждую их них.
Вопросы: Что это может дать с точки зрения понимания смысла упражнений, его целей и задач?
Как можно еще мельче разбить упражнения на стойку, целью которых является чувство баланса: равновесие и координация движений?
План на среду: Отработка прямых ударов руками (сторожевая и ведущая). Возможно отработка удара с подшагом.
Вопросы: Что это может дать с точки зрения понимания смысла упражнений, его целей и задач?
Как можно еще мельче разбить упражнения на стойку, целью которых является чувство баланса: равновесие и координация движений?
План на среду: Отработка прямых ударов руками (сторожевая и ведущая). Возможно отработка удара с подшагом.
Будем делать ставку на упорство и повторение.
Стойку разбивать нельзя. Я и так к ней уже штук 5 разных подводящих давал, а толку чуть.
Честно говоря, есть два разных подхода (ну, больше, но как минимум). Так вот в одном движение выверяется до точности и при этом может дробиться на микроэлементы (но это именно движение, а не то, что касается статики), а в другом само движение по сути не важно, важно соблюдение определенных принципов, которое и гарантирует самое точное и верное движение.
Я очень хорошо помню присказку: "Если вы спрашиваете, правильно ли вы делаете, значит, вы делаете неправильно!" При первом подходе - аналитическом подходе к движению, вопрос "правильно или нет" возникает постоянно, при втором - он не важен, потому что изначально важно - соблюдены ли принципы. Т.е. это такой подход, когда телу дается шанс самому найти верное движение. Безусловно, второй подход эффективнее в плане закрепления достигнутых результатов и, возможно, исключает первый - т.е. нельзя смешивать эти два подхода.
С другой стороны, возможно на каком-то этапе выбор подхода зависит не только от личности обучающегося, но и от того, чему именно он учится.
Хотя честно скажу - как научить делать тот же кувырок, ориентируясь исключительно на принципы, я сказать не берусь.
Возможно, возникает противоречие - неизбежное, между построением того же урока физкультуры и тренировки, основанной на соблюдении принципов. Просто если принципы - а соблюдения их, безусловно, требует та же стойка, я не говорю уже о столбовом стоянии, то это совсем иное построение работы изначально. Скажем, до тех пор, пока тело не "поняло", а человек, благодаря телу и телом же не начал осознавать хоть немного эти принципы, дальше он не двигается. Внешне это выглядит так, что человек бесконечно повторяет одну и ту же "связку", дорожку, но он при этом оттачивает не движение, а сознание, пожалуй. ))) Само внимание его направлено совсем на другие вещи, нежели внимание человека, движение нарабатывающего. Это важно, имхо.
При этом нужно учесть, что невнимательно выполнять движение куда проще.
Но если акцент делается на внимание, то, возможно, тип ведущей сенсорной системы не важен вовсе. Или важен постольку, поскольку мы тем или иным способ пытаемся донести "нашу" идею. Однако если мы работаем с принципами, то на быстрый внешний прогресс желательно забить. Он может быть, его может не быть.
И тут есть еще одна штука, имхо. "Тренер" работает не с вниманием ученика, но прежде всего со своим вниманием. Держит ум в даньтяне и т.п. И эта работа дает ему возможность подобрать правильный подход к объяснениею движения ученику. Т.е. опять же, другой принцип - он не ломает голову, ожидая инсайта, а внимательно прислушивается к себе и ситуации. Он находится "здесь и сейчас", и это уже делает его подход к объяснению оптимальным.
Т.е. принципы переносятся на все, так я это себе представляю и так видел. В том числе и на методику обучения.
С другой стороны, любой наш шаг оптимален для данного момента времени и условий. ))) В любом случае, приобретается опыт.
Возможно я зря считаю, что рано или подзно придется выбрать подход окончательно и последовательно его осуществлять.. Просто я не уверен, (если, конечно, я сумел объснить, о чем я) что, сказав "столбовое стояние", "внимание", "здесь и сейчас" можно добавить, к примеру, "тяни носочек".
Такие вот пространные размышления вслух ранним утром. )))
Т.е. на похоже мы уперлись в самом начале и человек просто не хочет (или не может) вылезти из собственной головы. Но с другой стороны должны же быть те слова, которыми можно объяснить принципы ( тоже "здесь и сейчас", например), видимо мне никак не настроиться на занятие так, что бы они пришли. А может я просто слишком спешу - отношения со временем это вообще моя слабая точка.
Надо: получить сбалансированного, грамотно перемещающегося бойца, адекватно управляющего собственным телом и пространством вокруг себя (чувствующего себя и окружающий мир).
Есть я со своим ограниченным объемом знаний по методике и собственным внутренним напряжением и тараканами. Но занимаясь с человеком собственные проблемы я как раз решаю, т.к. не улучшив свой контакт с миром фиг я вообще чему-то кого-то научу.
Тут сложность та, что изначально задумано, что вся группа будет успевать более или менее ровно. И вопрос в том, как строить тренировку с человеком, который "пробуксовывает". Когда я занимался, тренировка строилась так, что такой проблемы не возникало. То, что я делал вместе со всеми, я свободоно мог делать хуже всех, на общей тренировке это никак не отражалось. С другой стороны, я в конце концов занятия-то бросил...
На тайцзи еще так: если стоишь неправильно, тебя обязательно поправят, т.е. ведется отслеживание формально правильной стойки. Это логично. Потому что иначе не придут нужные ощущения.
с управлением собственным телом проблемы - человек не представляет что именно он делает. А может я просто слишком спешу .
Возможно, выход в постепенности и последовательности? Конечно, если нет опыта, трудно даже представить себе, по какой схеме должен идти прогресс у данного человека. Поэтому трудно и выстроить для него его отношения с пространством, а тем более научить его самого их выстраивать правильно.
Ну а дальше я упираюсь в то, что общие советы кончаются. )))
А есть у вас какие-нибудь специальные упражнения на удержание внимания в теле? Я вот сегодня одно придумал! Попробовать уму (вниманию) найти наиболее комфортное место в теле. Если у нас что-то болит, нам дискомфортно, мы сразу, невольно сосредотачиваем свое внимание на этом месте. Дальше, возможно нужно дать время вспомнить это ощущение? Сразу это вряд ли получится. Но принцип приковывания внимания к любой точке тела такой же. Просто при боли мы это делаем непроизвольно, а тут должны совершить произвольные действия, пусть это получится ненадолго, на пару секунд, уже немало. Главное поймать это ощущение.
Я так понимаю, что вы уже объясняли, зачем это надо?
Потом можно описать возможные ощущения, возникающие тогда, когда ум "сливается" с тем или иным местом в теле.
Т.е. конечно, тут бы выстроить такие пятиминутки релаксации (а что это еще, если не они?)
Но Ник, это ведь будет эксперимент. И потом, конечно, везде говорят, что всем этим надо заниматься постоянно, а такие речи либо куют характер, либо отпугивают. С другой стороны, повторить положительный опыт всегда хочется. А что бы не отпугнуть, возможно, следует позаботиться о правильной дозировке таких упражнений?
Я вот говорю, а сам не знаю, что вы уже делаете, а что нет. Все таки слышать мало.
Что касается упражнений, то я попробую давать людям настройку на позитив, мы этого раньше не пробовали. Давалось задание прислушаться к себе и найти точки напряжения, но это поиск негативных ощущений. Были задания на концентрацию внимания на заданной части организма (на даньтяне) или на чем-то из окружающего пространства (вспомнить предметы определенного цвета вокруг себя, прислушаться к пространству позади себя), зафиксировать тело в определенной позе и убрать напряжение, но не расслабиться полностью, напрячься до предела и постепенно расслабиться.
Но у ребят движения постепенно становятся более четкими и плавными.
А это уже хороший показатель.
Но у ребят движения постепенно становятся более четкими и плавными. А это уже хороший показатель. Ну так люди стараются и Рита в том числе (правда у нее это странно выходит). Вчера Шаман сказал, что раньше он считал главным в тренировках достижение силы, теперь, что скоординированности. Прогресс ))), хотя о силе тоже забывать не стоит.
Черт, все время чувствую, что людям нужен более грамотный специалист, но каша заварена, так что теперь придется соответствовать.
Но все же количество переходит в качество, главное, наверное, правильно поставить цель?
А потом, кстати, всплывает парадоксальное явление - старание тоже вызывает напряжение, но об этом, наверное, еще рано говорить. Ведь напряжение это сложнее различить и осознать.
В ближайший понедельник у нас танцевальное занятие будет - Май ведет, 5.01 - акробатика, 7.01 - техника.
Оффтоп: А Рита меня "высокогуманной тренершей" считает и эспандер, который я ей купил ей сильно шипастым кажется (((. www.diary.ru/~Haund/p56951200.htm
Чего-то я с этого расстроился, видимо от того, что получил не то, что ожидал ). Сижу собираюсь обратно, в нечто работоспособное.
А правда, приехать, что ли в январе? Сам-то я форму потерял сильно. (
А в январе обязательно приезжай, форма-то это не главное, я думаю интересно в любом случае будет.